Железобетонные колодцы производятся согласно ГОСТ 8020, а так же по ТУ и применяются в промышленном, жилом и дорожном строительстве. Элементы колодцев используют для строительства самых различных подземных систем:
- водопровода, водоотвода, колодца;
- канализации, промышленных стоков;
- септиков и выгребных ям;
- теплосетей и газопроводов.
Напомним, что железобетонный колодец, как правило
состоит из следующих элементов:
- люка (крышки);
- плита колодца пп;
- колец жби;
- днища колодца.
Каждый элемент колодца жби имеет свое буквенное обозначение:
Элементы колодца и их обозначения | ||
Люки (крышки) | Кольца | Плиты перекрытий и оснований |
ЛПП тип Л — люк полимер-песчаный (легкий) | КС – кольцо стеновое | ПП, 1ПП – плита перекрытия |
ЛПП тип Т — люк полимер-песчаный (тяжелый) | КСФ – кольцо стеновое с фальцевым соединением | ПН – плита низовая (днище) |
Л — люк легкий | КСФД– кольцо стеновое с дном и фальцевым соединением | ПО – плита опорная |
Т — люк тяжелый | КО – кольцо опорное (доборное) | |
ГКф – горловина конусная |
Заметим, что бетонные колодцы не устанавливают в районах вечной мерзлоты и повышенной сейсмичности. Для этого необходимо разработать специальные конструкции, которые будут учитывать данные климатические и природные условия.
Технология и этапы производства железобетонных колодцев
Элементы колодцев изготавливают из специальной бетонной смеси, в состав которой входит:
- цемент;
- песок;
- щебень / гравий;
- техническая вода;
- пластификатор для бетона.
Принцип изготовления схож для всех ЖБИ и предполагает использование специальной металлической оснастки и соответствующего оборудования.
- Все выше перечисленные компоненты смешивают в определенной пропорции, помещая их в специальное оборудование, которое тщательным образом вымешивает состав до однородной массы.
- В опалубке размещают стальную арматуру, которая придаст дополнительную прочность будущим ЖБИ.
- Полученную бетонную смесь заливают/укладывают внутрь специальной формы. Затем при помощи автоматической вибрации раствор равномерно распределяется по форме и заполняет ее.
- По истечении суток, после соответствующей тепловой обработки изделие извлекается из формы и устанавливается на открытой территории выстаиваться, а так же для их маркировки и приемки отделом технического контроля.
В свою очередь без тепловой обработки изделие только через неделю приобретает 50% своей базовой прочности, а через 28 дней полностью готово к использованию. Поэтому и используется тепловая обработка.
Типы соединения колодезных колец (стеновых)
В зависимости от того, каким образом изготовлена торцевая часть кольцевых элементов, зависит тип их стыковки в общей конструкции колодца. В этой связи различают два типа соединения:
- Фальцевое. Торцы колей имеют специальные выступы и выемки, выполняющие функцию замка. При монтировании колец необходимо просто их совместить.
- Плоское. Кольца с совершенно ровными торцевыми частями устанавливаются друг на друга встык, и фиксируются между собой раствором.
Фальцевое соединение отличается более стабильным и герметичным креплением, и предотвращает смещение колец, например, при поднятии грунтовых вод. При маркировке таких колец к буквенной аббревиатуре добавляется буква «Ф». Мы выпускаем кольца обоих типов, как прямые, так и фальцевые.
Маркировка продукции
Приобретая необходимые изделия, необходимо обращать внимание на их марку, чтобы все составные части колодца при монтаже соответствовали друг другу
В этой связи, необходимо понимать, о чем говорит буквенно-цифровая аббревиатура, которой маркируются все ЖБИ, в том числе и элементы колодца. В отношении последних можно отметить следующее:
- Буквенные обозначения дублируют название элементов колодца, это мы уже выяснили вначале нашего повествования, представив всю аббревиатуру в таблице.
- Цифры обозначают типоразмер: внутренний диаметр, высоту изделия, класс прочности.
Например, маркировка КСФ10.3 обозначает:
- КСФ – кольцо стеновое с фальцевым соединением;
- 10 – диаметром кольца 10 дм (1000 мм);
- 3 – высотой изделия 3 дм (330 мм).
Особенности транспортировки, хранения и монтажа кольцевых элементов
В силу конструктивных особенностей колодезных колец необходимо соблюдать определенные правила при транспортировке и хранении данных ЖБИ:
- Транспортировать кольца следует стоя, чтобы торцевые части располагались сверху и снизу.
- Производить разгрузку изделий с автотранспорта путем их сбрасывания или скатывания запрещено. Перемещать изделия можно только используя монтажные петли или специальные отверстия для строповки.
- Складировать изделия навалом нельзя, их следует штабелировать в 2-3 уровня.
- Не допускается перемещение колец по уклону без применения катков или подкладок.
Установка колец должна производиться при помощи грузоподъемных механизмов в специально подготовленные (выкопанные) ниши, и фиксироваться согласно типу стыковки. Как правило, размер котлована превышает диаметр кольца на 10-15%.