Колодцы железобетонные и детали к ним (жб кольца, днища, крышки)

Железобетонные колодцы производятся согласно ГОСТ 8020, а так же по ТУ и применяются в промышленном, жилом и дорожном строительстве. Элементы колодцев используют для строительства самых различных подземных систем:

  • водопровода, водоотвода, колодца;
  • канализации, промышленных стоков;
  • септиков и выгребных ям;
  • теплосетей и газопроводов.

Напомним, что железобетонный колодец, как правило
состоит из следующих элементов:

  1. люка (крышки);
  2. плита колодца пп;
  3. колец жби;
  4. днища колодца.

Каждый элемент колодца жби имеет свое буквенное обозначение:

Элементы колодца и их обозначения
Люки (крышки) Кольца Плиты перекрытий и оснований
ЛПП тип Л — люк полимер-песчаный (легкий) КС – кольцо стеновое ПП, 1ПП – плита перекрытия
ЛПП тип Т — люк полимер-песчаный (тяжелый) КСФ – кольцо стеновое с фальцевым соединением ПН – плита низовая (днище)
Л — люк легкий КСФД– кольцо стеновое с дном и фальцевым соединением ПО – плита опорная
Т — люк тяжелый КО – кольцо опорное (доборное)
ГКф – горловина конусная

Заметим, что бетонные колодцы не устанавливают в районах вечной мерзлоты и повышенной сейсмичности. Для этого необходимо разработать специальные конструкции, которые будут учитывать данные климатические и природные условия.

Технология и этапы производства железобетонных колодцев

Элементы колодцев изготавливают из специальной бетонной смеси, в состав которой входит:

  • цемент;
  • песок;
  • щебень / гравий;
  • техническая вода;
  • пластификатор для бетона.

Принцип изготовления схож для всех ЖБИ и предполагает использование специальной металлической оснастки и соответствующего оборудования.

  1. Все выше перечисленные компоненты смешивают в определенной пропорции, помещая их в специальное оборудование, которое тщательным образом вымешивает состав до однородной массы.
  2. В опалубке размещают стальную арматуру, которая придаст дополнительную прочность будущим ЖБИ.
  3. Полученную бетонную смесь заливают/укладывают внутрь специальной формы. Затем при помощи автоматической вибрации раствор равномерно распределяется по форме и заполняет ее.
  4. По истечении суток, после соответствующей тепловой обработки изделие извлекается из формы и устанавливается на открытой территории выстаиваться, а так же для их маркировки и приемки отделом технического контроля.

В свою очередь без тепловой обработки изделие только через неделю приобретает 50% своей базовой прочности, а через 28 дней полностью готово к использованию. Поэтому и используется тепловая обработка.

Типы соединения колодезных колец (стеновых)

В зависимости от того, каким образом изготовлена торцевая часть кольцевых элементов, зависит тип их стыковки в общей конструкции колодца. В этой связи различают два типа соединения:

  • Фальцевое. Торцы колей имеют специальные выступы и выемки, выполняющие функцию замка. При монтировании колец необходимо просто их совместить.
  • Плоское. Кольца с совершенно ровными торцевыми частями устанавливаются друг на друга встык, и фиксируются между собой раствором.

Фальцевое соединение отличается более стабильным и герметичным креплением, и предотвращает смещение колец, например, при поднятии грунтовых вод. При маркировке таких колец к буквенной аббревиатуре добавляется буква «Ф». Мы выпускаем кольца обоих типов, как прямые, так и фальцевые.

Маркировка продукции

Приобретая необходимые изделия, необходимо обращать внимание на их марку, чтобы все составные части колодца при монтаже соответствовали друг другу

В этой связи, необходимо понимать, о чем говорит буквенно-цифровая аббревиатура, которой маркируются все ЖБИ, в том числе и элементы колодца. В отношении последних можно отметить следующее:

  • Буквенные обозначения дублируют название элементов колодца, это мы уже выяснили вначале нашего повествования, представив всю аббревиатуру в таблице.
  • Цифры обозначают типоразмер: внутренний диаметр, высоту изделия, класс прочности.

Например, маркировка КСФ10.3 обозначает:

  • КСФ – кольцо стеновое с фальцевым соединением;
  • 10 – диаметром кольца 10 дм (1000 мм);
  • 3 – высотой изделия 3 дм (330 мм).

Особенности транспортировки, хранения и монтажа кольцевых элементов

В силу конструктивных особенностей колодезных колец необходимо соблюдать определенные правила при транспортировке и хранении данных ЖБИ:

  • Транспортировать кольца следует стоя, чтобы торцевые части располагались сверху и снизу.
  • Производить разгрузку изделий с автотранспорта путем их сбрасывания или скатывания запрещено. Перемещать изделия можно только используя монтажные петли или специальные отверстия для строповки.
  • Складировать изделия навалом нельзя, их следует штабелировать в 2-3 уровня.
  • Не допускается перемещение колец по уклону без применения катков или подкладок.

Установка колец должна производиться при помощи грузоподъемных механизмов в специально подготовленные (выкопанные) ниши, и фиксироваться согласно типу стыковки. Как правило, размер котлована превышает диаметр кольца на 10-15%.

Ссылка на основную публикацию